Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

Ректоры ведущих вузов России обсудили новую образовательную систему на форуме RAEX

Ректоры ведущих вузов России обсудили новую образовательную систему на форуме RAEX

Ректоры ведущих вузов России обсудили новую образовательную систему на форуме RAEX
08.06.2023

7 июня состоялся XI ежегодный форум ведущих вузов «Будущее высшей школы», организованный рейтинговым агентством RAEX. В мероприятии приняли участие свыше 700 человек: руководители вузов, преподаватели, учёные, а также представители ряда посольств, в том числе Китая, Сербии, Монголии и других стран.

В ходе форума состоялась презентация рейтинга лучших вузов России.

Генеральный директор RAEX Дмитрий Гришанков подчеркнул, что рейтинг – всего лишь зеркало высшего образования. «Чтобы правильно его настроить, мы должны понимать тенденции в системе высшего образования, о них сегодня и поговорим на нашей дискуссионной площадке».

Со вступительным словом выступил заместитель Председателя Государственной Думы России Борис Чернышов, он напомнил о важности изменений в образовании с учётом современных технологий и возможностей: «Сегодня России важна не только экономическая, но и образовательная мобилизация, которая невозможна без фундаментальных и практических изменений в системе высшей школы. Мы не должны закрываться от мира, необходимо стремиться к лучшему формату образования, дополнив проверенные временем традиции инновационными практиками».

Он отметил, что нужна модернизация образования, нужно усиливать фундаментальную составляющую и в то же время не терять контакт с работодателями и рынком. Вице-спикер также высоко оценил деятельность RAEX: «Хотелось бы поблагодарить агентство RAEX – актуального, интересного, высокопрофессионального организатора. Рейтинги вузов RAEX без преувеличения являются лучшими в России – объективными, тщательно подготовленными; спасибо вам большое!» — завершил выступление Чернышов.

Обзорный доклад представил Алексей Ходырев, исполнительный директор направления «Рейтинги университетов» агентства RAEX. Он презентовал рейтинг лучших вузов России RAEX-100: «Последние несколько лет мы фиксируем укрепление позиций вузов, связанных с социально значимыми специальностями – медициной, педагогикой и сельским хозяйством. В 2023 году тенденция сохранилась: доля таких университетов в сотне лучших впервые превысила четверть и составила 28%, при этом подавляющее большинство социально значимых вузов продемонстрировали положительную динамику».

Совместный образовательный проект RAEX и Фонда Андрея Мельниченко — рейтинги вузов и школ в естественно-математической и инженерно-технической сферах — анонсировал исполнительный директор фонда Александр Чередник. «Сегодня в России существует проблема дефицита инженерных кадров, — подчеркнул он. — Создание нового рейтинга должно помочь в решении задачи улучшить подготовку будущих специалистов в естественно-математической и инженерно-технической сферах, а также простимулировать молодежь к изучению и применению точных наук». В своем выступлении он также отметил, что конкурсы для школьников и студентов могут стать полезным инструментом для исследования качества образования и рейтингования учебных заведений. В качестве примера был представлен Российский научный конкурс (РНК) Фонда Андрея Мельниченко. В нём участвуют студенты отечественных вузов, презентуя свои исследовательские, инженерные или ИТ-проекты.

Новая система образования

С 2025 года на смену бакалавриату и специалитету в вузах придёт базовое высшее образование, а вместо магистратуры будет специализированное высшее. При этом срок обучения для разных специальностей будет отличаться. Ректоры университетов на форуме объяснили, как устроено обучение у них, и предположили, как будет внедряться новая система.

Алевтина Черникова, ректор Университета МИСИС, поделилась опытом: «По указу президента Университет МИСИС вошел в список пилотного проекта по модернизации системы высшего образования в России. Главной задачей инициативы является сохранение лучших практик и привлечение современных технологий. Для нашего вуза участие в проекте не является стрессом, поскольку, получив статус НИУ в 2008 года мы имеем возможность и давно занимаемся разработкой собственных стандартов и программ совместно с академическим сообществом и бизнес-партнёрами».

И.о. ректора РАНХиГС при Президенте РФ Алексей Комиссаров: «Мы, так же как и наши коллеги, имеем право разрабатывать собственные стандарты обучения и активно этим пользуемся. Например, в РАНХиГС хорошо развита практика широкого бакалавриата, когда студент может поменять направление подготовки во время обучения. Стоит сказать и об интегрированных программах обучения, когда в одну программу встроены компетенции из других, что позволяет получить дополнительную квалификацию».

Ректор Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Прокофьев рассказал о новых возможностях для студентов в вузе: «В этом году Финансовый университет начинает эксперимент и запускает программу квалификаций. Уже сейчас идет большая дискуссия на площадках министерств и федеральных учебно-методических объединений, как отражать двойную специальность в дипломе. Мы понимаем, что новый проект необходимо подстраивать под существующие реалии».

На важные момент обратил внимание Степан Калмыков — вице-президент Российской академии наук: «Нужно понимать, что для иностранных студентов необходимо оставить ту систему образования, которая понятна в их стране, например, бакалавриат плюс магистратура, чтобы диплом признавался за пределами России. Нужно понимать, что иностранные студенты — это не только способ заработка денег, но и стратегическая задача, наша мягкая сила».

Андрей Рудской, ректор СПбГУ Петра Великого, поднял актуальную проблему заработка аспирантов и поделился опытом её решения: «Больше трети аспирантов СПбГУ Петра Великого являются официальными сотрудниками вуза: занимаются научной деятельностью, преподают. Они могут и должны заниматься практико-ориентированными программами, а вуз должен всячески стимулировать работу по специальности и быть центром для подработки».

Одной из тем пленарной дискуссии стало обсуждение взаимодействия вузов и работодателей, ректоры ответили, как новая система образования может повлиять на будущую работу их выпускников.

Михаил Гордин, и.о. ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана, считает, что работодатели обращают внимание не на название степени образования, а на наименование вуза в дипломе. «Дело в доверии к вузу. В целом, четыре года для инженера мало, — отметил он, — многие инженерные специальности требуют более углубленной подготовки, и порядка 40% наших студентов учатся по шестилетним программам специалитета».

Свою позицию высказал ректор ИТМО Владимир Васильев: «Фундаментальность и практика не определяются сроком обучения. О сроках обучения нужно спрашивать не только работодателя, но и студента, готов ли он к трудовой деятельности». О необходимости постоянного контакта с бизнес-сообществом напомнил Виктор Кокшаров — ректор УрФУ им. Б. Н. Ельцина: «В целях эффективной модернизации системы высшего образования вузы должны быть в постоянном контакте с профильными органами исполнительной власти, работодателями и студентами».

Президент МФТИ Николай Кудрявцев согласился с коллегами о важности взаимодействия с потенциальными работодателями и рассказал о действующих практиках вуза: «В МФТИ студенты-технари начинают работать над проектами еще на 3–4-м курсе, из шести лет обучения два года и восемь месяцев учащиеся проводят в научных организациях и нарабатывают практику. В совершенствование системы образования нужно вкладывать более тесные контакты с бизнес-сообществом».

О причинах и планах совершенствования системы высшего образования рассказал ректор НИЯУ «МИФИ» Владимир Шевченко: «Стратегический и долгосрочный план для вузов России — вырастить таких специалистов, которые обеспечат технологический прогресс в стране и сделают Россию важным игроком на мировом рынке».